«ДИКТАТУРА ПОСРЕДСТВЕННОСТИ» В ЭПОХУ ВОССТАНИЯ
МАСС
Октябрьская революция 1917 года – кульминационное
событие в истории политического волюнтаризма в России. Его сущность
и смысл лишь отчасти приоткрыты в ленинско-сталинской версии свершившегося.
То, что было очевидным для его участников тогда – 90 лет назад –
очевидно и для нас: во-первых, эта революция стала первым в истории
России удавшимся «восстанием масс», которое привело к качественным
изменениям социально-экономического уклада страны и ее политико-правового
устройства; во-вторых, она закончилась безусловной победой одной
– самой радикальной и по-якобински беспощадной - партии, сумевшей
овладеть стихией восставших масс и подчинить их своей диктатуре.
Благодаря этим двум указанным моментам, Октябрьская революция задала образец
свершения основательного исторического действия для взбудораженных народов
Евразии, а позднее – Африки и Латинской Америки. Аналогичные эксперименты в
Европе ХIХ и первой четверти ХХ веков (революции 1848 г., Парижская коммуна
1871 г., революции в Германии и Венгрии), как известно, закончились провалами.
Их общий коренной недостаток – отсутствие достаточно радикального авангарда,
способного сломить сопротивление сходивших с исторической сцены элит.
Мы знаем, что главный вопрос революции – вопрос о власти – был решен в России
отнюдь не «восставшими массами», не рабочим классом в союзе с беднейшим крестьянством,
как уверяла нас ленинско-сталинская историография. Его решение было обеспечено
малоизвестной в стране и никем не признанной до июля - сентября 1917 г. политической
сектой – партией большевиков – объединением жесткого, тоталитарно-волюнтаристского
типа. Перехватив лозунги социалистов-революционеров и умело воспользовавшись
недолгим расположением обезумивших от войны и голода масс, большевики захватили
государственную власть, цинично отстранив от участия в политическом процессе
все иные партии, включая и социалистические. При этом определяющую роль в успешном
захвате и удержании власти сыграл персонально В.И. Ленин, ярый сторонник массового
террора как наиболее эффективного метода управления. Его ближайшие соратники,
как известно, были против вооруженного восстания в Петрограде и ждали решений
Съезда Советов. Собравшийся же при неполном кворуме Съезд был поставлен большевиками
перед фактом «победы социалистической революции» и сразу же превратился в помеху
для их наращивавшей экспансию диктатуры, в помеху, с которой поначалу приходилось
мириться, поскольку миф об установлении «советской власти» значительное время
жил в повседневном политическом сознании восставших масс.
Нужно заметить, что советская власть как форма самоорганизации восставших масс
так и не смогла утвердиться в России. Ее ростки были задавлены большевиками-ленинцами
уже в период «военного коммунизма», так что словосочетание «Советская Россия»
следует признать пустым понятием, которому никогда не соответствовала искомая
массами политическая реальность. Последним всплеском политической фантазии
восставшим масс в России, ее последним порывом к советской форме самоорганизации
явился «Кронштадский мятеж» 1921 года под лозунгом «советы без большевиков»,
потопленный последними в крови. Утрата иллюзии относительно близости мировой
революции, началом которой представлялась Октябрьская революция в России, в
сочетании с нараставшим коллективным страхом возмездия со стороны обманутого
российского крестьянства стали для большевиков-ленинцев основными стимулами
ускоренного государственного строительства – создания мощного репрессивного
аппарата, «машины для подавления» всех и вся, представлявших хотя бы малейшую
угрозу большевистской монополии на власть. «Каждый коммунист обязан быть чекистом»,
- так В.И. Ленин сформулировал категорический императив «коммунистической морали».
Следуя этому императиву, «верные ленинцы» возводили невиданную ранее в мире
политическую конструкцию – «государство концлагерей», превращали страну в «единый
военный лагерь». Природа созданного ими механизма такова, что он «работает»
лишь тогда, когда подпитывается «человеческим материалом», нуждаясь, таким
образом, в периодических жертвоприношениях, во врагах внешних и внутренних.
Истребив последних, полицейское государство обрушивается на своих собственных
создателей и теоретиков. Основная особенность функционирования большевистской
диктатуры была выявлена и обоснована Н.И. Бухариным, согласно которому она
включает в себя «момент несвязанности даже своими собственными законами», т.е.
абсолютный административный произвол, принцип самовольного хотения «подпольного
человека», ставшего вождем восставших масс и холуйствующей перед ним псевдоэлиты.
«Случайная и субъективная воля» вождя, персонифицирующая принцип функционирования
партийно-государственной диктатуры, навязывает всему обществу некую всепоглащающую
заботу, поистине фантастическое «забегание-вперед», инициируя своего рода коллективный
невроз отставания («догоним и перегоним», как учил Н.И. Бухарин и его полуобразованный
последователь Н.С. Хрущев) и патологическую жажду первенства в соревновании
сверхдержав.
Печально то, что сконструированная большевиками и до сих пор процветающая в
России «диктатура Посредственности» не может быть уничтожена какой-либо социальной
или политической силой извне, не способна к «мирному сосуществованию» ни с
«гражданским обществом», ни с политической оппозицией (ни того, ни другого
нет в России даже в зачаточном состоянии). Но эта диктатура может пожрать саму
себя изнутри, поддавшись издавна мучающему ее стражей «комплексу самоуничтожения».