главная публикации рецензии эссе проза фото почта

 
 
ИМЯ ИМ - ЛЕГИОН
(о книге Александра Водолагина "Ворох, или играющий с огнем". М., 2004),
Исаченко Татьяна Александровна доктор филологических наук
   
     
ПОЛИТИКА КАК ИГРА С ОГНЕМ
(рецензия на роман Александра Водолагина "Ворох, или играющий с огнем"),
Данилов Сергей Иванович кандидат философских наук
   
     
ПРОРЫВ К ПОДЛИННОЙ ФИЛОСОФИИ
Солнцев Николай Васильевич доктор философских наук, профессор
   
     
ТИТАНИЧЕСКИЕ УСИЛИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Магомет Сергей Анатольевич Член Союза писателей России 
   
     
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОПАТОЛОГИИ И ПСИХОАНАЛИЗА
(труды 4-го Российско-Германского симпозиума на немецком языке)
   
     
БЕЗУМИЕ ОТВАГИ И СТРЕМЛЕНИЙ
(рецензия на книгу "Философия воли"),
Гуревич Павел Семенович доктор философских наук, профессор
   
 

БЕЗУМИЕ ОТВАГИ И СТРЕМЛЕНИЙ

Водолагин Александр. Философия воли. М., 2005, с. 256, тираж 1000 экз.

В истории философии нередко обнаруживается желание создать волюнтаристический проект бытия, то есть проверить на прочность феномен волюнтаризма. Волюнтаризм (от лат.voluntas - воля) – метафизическая установка в философии и психологии, согласно которой воля занимает главенствующее место в структуре бытия и человеческого поведения. Маги и колдуны архаической эпохи, как отмечает автор, жрецы и продолжавшие традицию жреческого мышления древние философы, гностики первых веков христианства, алхимики средневековья и эпохи Возрождения, мистики и эзотерики Нового времени с поразительным единодушием делали ставку на волю как субстанциальную форму человеческого бытия, выделяя ее в качестве осевой структуры психики, подавление или деформация которой неизбежно ведут к обрушению жизненного мира человека, утрате им первозданной свободы и превращению егов вещь.
В античной философии человеческая субъективность понималась как единство разума, воли и чувств. Однако в философии стоиков можно обнаружить элементы поэтизации воли как державного принципа. Собственная воля, по Марку Аврелию, безразлична к воле ближнего. В средневековой философииАвгустин Блаженный считал, что именно воля обусловливает направленность духовных процессов. «Воля стоит над мышлением», утверждал Дунс Скот. Такой же позиции придерживался Оккам. О суверенности воли писал и Кант, для которого практический разум выше теоретического. Для Канта наслаждение и страдание не составляют единственных двигателей человеческой воли.Для него необходимо, чтобы высшее благо было создано свободной волей. Практический разум, по Канту, должен служить определяющим основанием воли. Всевозможные определения воли могут быть или только субъективными и потому эмпирическими, или же объективными и рациональными. Автономия воли есть такое ее свойство, посредством которого она формирует свой собственный закон. Однако, по Канту, сознание обязанности должно быть единственным законом человеческой воли. Полное согласование воли с нравственным законом есть святость, такое совершенство, на которое не способно ни одно разумное существо чувственного мира ни в один момент своего существования.
Представители немецкой классической философии (Фихте, Шеллинг, Гегель) рассматривают волю уже не только как компонент человеческой субъективности. Так, Фихте толковал ее как абсолютный творческий принцип мира. Вместе с тем воля описывалась по критериям разумности в соответствии с общей рационалистической установкой. Онтологический статусволя обретает в философии Шопенгауэра. Воля – слепое, неразумное, бесцельное первоначало мира, аналог кантовской «вещи в себе». Воля оказывается внутренним и главенствующимпринципом бытия. По мысли Шопенгауэра, везде объективируется одна и та же воля. Она трактуется как начало всего существующего. Воля – это абсолютное хотение, не имеющее ни причины, ни основания. Воля многолика и вездесуща. По Шопенгауэру, ее роль огромна и в растительном царстве. Она воплощает здесь стремление, желание, бессознательное вожделение: верхушка дерева тянется к свету, стремится расти только вертикально; корень вожделеет влаги; семя, брошенное в землю, пустит стебель вверх, а корень вниз; гриб пробивается через стену; цветок – сквозь асфальт. Все это проявления воли. Воля, по Шопенгауэру, это сила, благодаря которой появляются существа, индивиды, живущие в пространстве и времени. Воля есть то, что, не быв, стремится, к существованию, становится бытием, объективируется во множестве воплощений. Феномены всеобщей воли последовательно развертывают себя во времени. Они обнаруживают себя закономерно, в постоянных формах, в соответствии с теми неизменяющимися формами, которые Платон назвал Идеями.
Так рождается вереница перевоплощений от элементарных существ до высших. Каждая ступень волевого феномена отстаивает свое право, что и порождает борьбу за существование. Э. Гартман считал, что воля обнаруживается повсеместно и всюду действует бессознательно. Атомы можно рассматривать как единицы воли. У Гартмана представление перестает быть равноправным с ним. Представление и воля оказывается у него атрибутами всеединого бессознательного. Нет согласного движения воль, они находятся в непрестанной борьбе. Воля у Гартмана рассматривается как эгоистический принцип. В качестве основополагающей черты сущего в целом Ницше утверждает то, что он называет «волей к власти». Абсолютный диктат воли стал высшим принципом метафизики Ницше. В 1883 году родился и сам термин «волюнтаризм». Он был предложен Ф. Тённисом. В психологии волюнтаризма воля рассматривается в качестве основной функции психической жизни. В монографии исследуется эзотерический подтекст истории западной философии с ее непреодолимой тягой к постижению ее ирреальной, оборотной стороной действительности, проступающей в мифах – коллективных сновидениях человечества. Показана укорененность этой философии в древней магии воли, зависимость мыслителей Запад от демонов «коллективного бессознательного» - Эроса, Аполлона и Диониса. Приоткрывая тайну демонического характера западного духа с присущим его патологическим интересом к «стране мертвых», автор усматривает первопричину катастрофического хода истории в одержимости ее суперсубъекта – Запада – «волей в ничто», в насильственном навязывании пагубного вектора развития иным, «неволюнтаристическим» цивилизациям и культурам. Историко-философские наброски и импровизации автора конкретизируют исходную интуицию воли как осевой структуры человеческой психики, искажения которой неизбежно ведут ко всяком рода социальным аномалиям, к трагическим срывам и надломам в судьбах личностей и исторических народов.

 
Hosted by uCoz