главная публикации рецензии эссе проза фото почта

 
 
ИМЯ ИМ - ЛЕГИОН
(о книге Александра Водолагина "Ворох, или играющий с огнем". М., 2004),
Исаченко Татьяна Александровна доктор филологических наук
   
     
ПОЛИТИКА КАК ИГРА С ОГНЕМ
(рецензия на роман Александра Водолагина "Ворох, или играющий с огнем"),
Данилов Сергей Иванович кандидат философских наук
   
     
ПРОРЫВ К ПОДЛИННОЙ ФИЛОСОФИИ
Солнцев Николай Васильевич доктор философских наук, профессор
   
     
ТИТАНИЧЕСКИЕ УСИЛИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Магомет Сергей Анатольевич Член Союза писателей России 
   
     
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОПАТОЛОГИИ И ПСИХОАНАЛИЗА
(труды 4-го Российско-Германского симпозиума на немецком языке)
   
     
БЕЗУМИЕ ОТВАГИ И СТРЕМЛЕНИЙ
(рецензия на книгу "Философия воли"),
Гуревич Павел Семенович доктор философских наук, профессор
   
 
ПОЛИТИКА КАК "ИГРА С ОГНЕМ"
(рецензия на роман Александра Водолагина "Ворох, или играющий с огнем")

Аристотель называл человека политическим животным. А он, как известно, смотрел в корень… Не потому ли мы так интересуемся политикой, так чувствительны ко всему, что происходит в ней, что принадлежит она к самой основе нашего бытия? Не потому ли так стремимся разобраться в ней, понять смысл происходящих событий? Вместе с тем, наше политическое сознание страдает зачастую некоторой узостью и наивной верой в то, что все происходящее можно понять и объяснить, разложив по "полочкам" причин и следствий. Мы верим в логику политических событий: то, что происходит воспринимается нами как воплощение "замысла" политика, "программы" партии, той или иной политической "идеи". Эта вера сродни взглядам Ньютона на "исчисляемость" мироустройства, возможность, опираясь на законы механики, все предвидеть и рассчитать, его наивной вере в достижение абсолютной истины как исчерпывающего знания мироустройства. Но жизнь зачастую отвергает и опрокидывает наши объяснения, доктрины, концепции…В этой связи необыкновенно интересным представляется интеллектуальный роман Александра Водолагина "Ворох, или играющий с огнем".
Педантичный читатель наверняка будет искать в произведении фактографическое сходство с реальными событиями и персонажами. Здесь-то и возникает философский вопрос о том, что есть "реальное историческое событие", его подлинные причины и мотивы. Написанный в жанре мистического реализма, роман открывает читателю "закулисье" отечественной государственности советских, перестроечных и постперестроечных времен, "механизмы" принятия политических решений. Многое из описанного в романе - персонажи, диалоги, зарисовки, детали - видимо, почерпнуто из личных наблюдений автора за поведением "политической элиты" страны, и потому относиться к произведению можно как к документу времени - свидетельству о нем человека, наблюдающего политический процесс "изнутри" и сохраняющего при этом критический взгляд исследователя.
Главный герой романа Александр Хоров - человек с "корнями", за ним - история рода, восходящая к хоперскому казачеству, жизнь предков, которые всегда относились к своей земле по-хозяйски. Дух рода живет в нем, и это осознание "корней" делает фигуру Хорова весомее окружающих его мутантов-цаповцев, духовное убожество которых не могут компенсировать ни должностное положение, ни деньги. Суетные клерки, функции "чарующего ничто", они вызывают ироничное отношение и героя, и автора, наделившего многих соответствующими фамилиями (Щелкун, Мельтешилов, Переметов, Поклепов, Душегубов, Мухоблудов, Езель). Но сила их в корпоративной солидарности, а корпорация в своей одномерности не приемлет возвышающуюся над собой индивидуальность.
В книге показана борьба двух группировок за продвижение своего человека в Кремль. Первая - это газовая мафия. Вторая - Ассоциация сотрудников госбезопасности, которая приводит своего претендента в Кремль, перехватывая инициативу у газовиков. Притязания последних определять все и вся в государстве и мире символизирует и название газового концерна Атум - в египетской мифологии один из древнейших богов, главный демиург в гелиопольской космогонии, возглавлявший великую девятку богов (Великую Эннеаду). Атум - первозданный творец, создавший мир из первичного хаоса. Очевидно, смысловое значение имеет и симметрия слов, составляющих главную оппозицию романа Хоров - Ворох. Фамилия Хоровы могла произойти 1) от имени животного: хорь -естественный для наших мест обитатель земли, сосредоточенно-активное существо, азартный и ловкий охотник - хищник, или 2) от слова "хор" как многоголосия, созвучия, соборного единства. И то и другое значение отвечает существу главного героя Александра Хорова. Ворох же есть полная противоположность хоров-у: нечто неорганичное, бесформенно-пассивное (перекати-поле), влекомое (направляемое) чем-то сторонним (ветром), случайное; бессвязное и нестройное, случайное скопление, разнородное. Ворох - в основе другой знаковой фамилии в романе - фамилии руководителя концерна Ворохова. Его власть в концерне - это "диктатура посредственности" (Александр Водолагин в своей публицистике использовал это понятие ранее для определения сути богоборческой охлократии), результатом которой становится трансмутация - изменение сознания служащих концерна в духе "корпоративной этики".
Между прочим, роман дает хорошую пищу для размышлений о новомодном увлечении идеей корпоративизма, о его уродливых проявлениях (или все-таки типичных для явления как такового?) Автор описывает самоощущение человека в суперсовременной компании, считающейся чуть ли не образцовой по организации труда, бизнеса и управления. "Еще месяц и у вас пропадет желание покидать рабочее место, дышать воздухом, общаться. Вы и не представляете себе, какие превращения здесь происходят. Мало того, что появляются симптомы сердечной недостаточности, попутно намечаются сдвиги в психике. Понаблюдайте за коллегами: ведь они уже не совсем люди…", - говорит один из затравленных корпопрацией персонаж. Ворох - это и есть совокупность обитателей газового концерна, цаповцев (цап - центральный аппарат и вместе с тем "козел", "взяточник"). Их отношения - клубок интриг, столкновение амбиций и своеволий, жалких потуг вскарабкаться хоть сколько-нибудь повыше в служебной иерархии. В глубине души никто из обитателей "Башни" (основного здания концерна) не озабочен "общим делом", но старательно имитирует "корпоративный патриотизм". Противоположностью неподлинному и космополитическому корпоративизму газовиков оказывается просвещенный корпоративизм сотрудников госбезопасности, единство сплоченной когорты настоящих патриотов, реальных носителей национальной идеи, готовых к волевому единодействию, основу и суть которого составляет забота о судьбе Отечества. Можно предположить, что в этом нашли отражение размышления автора о ведущей роли военизированной информационной элиты в строительстве будущей России.
Впрочем, интрига романа осложняется наличием в произведении "мистического плана" и непосредственным пересечением его с планом событийным. Так Ворохов - глава газового концерна, "карлик с комплексом величия", возомнивший себя воплощением самого Атума - мечтает возглавить мировое правительство, распространив могущественное влияние своей газовой империи на весь мир (поистине, культ первотворца Атума сливается с культом бога солнца Ра!) Строгая, почти военная, иерархия в концерне, ритуалы "инициации" в сочетании с требованием фактического отречения личности от себя в пользу корпорации, монастырская дисциплина, несметные богатства в руках немногих "избранных" и, наконец, тайная доктрина мирового господства, - все это роднит газовиков со средневековым военно-религиозным орденом. Может быть это и есть "новое рыцарство" - потомки тайной коллегии тамплиеров, занимавшейся алхимией, уцелевшей от погромов начала 14 века и до сих пор оказывающей влияние на ход мировой истории? Не стали ли штаб-квартира концерна цитаделью для новых тамплиеров, а глава газовиков Ворохов их командором? Случайно ли сходство логотипа концерна с одним из древних символов алхимии? Уж не зашифрованные ли это директивы рыцарей-алхимиков своим преемникам? Не стал ли для вороховцев проект "Голубой поток" тем, что так давно и безуспешно искали их исторические прототипы - "золотом тамплиеров" ("голубым золотом")?!
Думающий и по-настоящему образованный читатель, полагаю, поймет, что увлечение автора "тамплиеризмом" - не дань моде, а способ художественной манифестации важных историософских идей. Ведь, как деревья корнями в почве, так и люди своими мыслями и действиями укоренены в неком архетипе - гумусе человеческого духа, складывавшемся тысячелетиями из миллионов единичных душевно-духовных актов… Профанное сознание не видит и не чувствует этот внутренний первоосновной слой реальности. Глубинный ток жизни остается для него сокрытым и потаенным. И лишь "посвященные" - "жрецы" традиции - усматривают во внешних событиях, кажущихся единственной и последней реальностью, преходящее воплощение вневременного бытия, знаки, через которые просвечивает потаенный смысл. Может быть, и нам пора научиться распознавать в них вневременное содержание, а потому в событиях настоящего яснее видеть свое историческое будущее?
Автор давно и глубоко исследует проблему иррационального в историческом процессе, улавливает эти связи, выявляет архетипичное, предлагает соответствующее прочтение политики. Кажущаяся иному мистической связь между событиями и людьми прошлого и настоящего для Александра Водолагина - обнаружения неких вневременных инвариантов социальности в особом образе, современные транскрипции давно минувших событий, идей, людей и сцен, их "вечное возвращение". Этот "мистический план" неизменно присутствует в его прозе. Роман "Ворох" - не исключение.

Сергей Данилов
кандидат философских наук

 

 
Hosted by uCoz