ПОЛИТИКА КАК "ИГРА
С ОГНЕМ"
(рецензия на роман Александра Водолагина "Ворох, или
играющий с огнем")
Аристотель называл человека политическим животным.
А он, как известно, смотрел в корень… Не потому ли мы так интересуемся политикой,
так чувствительны ко всему, что происходит в ней, что принадлежит она к самой
основе нашего бытия? Не потому ли так стремимся разобраться в ней, понять смысл
происходящих событий? Вместе с тем, наше политическое сознание страдает зачастую
некоторой узостью и наивной верой в то, что все происходящее можно понять и объяснить,
разложив по "полочкам" причин и следствий. Мы верим в логику политических
событий: то, что происходит воспринимается нами как воплощение "замысла"
политика, "программы" партии, той или иной политической "идеи".
Эта вера сродни взглядам Ньютона на "исчисляемость" мироустройства,
возможность, опираясь на законы механики, все предвидеть и рассчитать, его наивной
вере в достижение абсолютной истины как исчерпывающего знания мироустройства.
Но жизнь зачастую отвергает и опрокидывает наши объяснения, доктрины, концепции…В
этой связи необыкновенно интересным представляется интеллектуальный роман Александра
Водолагина "Ворох, или играющий с огнем".
Педантичный читатель
наверняка будет искать в произведении фактографическое сходство с реальными событиями
и персонажами. Здесь-то и возникает философский вопрос о том, что есть "реальное
историческое событие", его подлинные причины и мотивы. Написанный в жанре
мистического реализма, роман открывает читателю "закулисье" отечественной
государственности советских, перестроечных и постперестроечных времен, "механизмы"
принятия политических решений. Многое из описанного в романе - персонажи, диалоги,
зарисовки, детали - видимо, почерпнуто из личных наблюдений автора за поведением
"политической элиты" страны, и потому относиться к произведению можно
как к документу времени - свидетельству о нем человека, наблюдающего политический
процесс "изнутри" и сохраняющего при этом критический взгляд исследователя.
Главный герой романа Александр Хоров - человек с "корнями", за
ним - история рода, восходящая к хоперскому казачеству, жизнь предков, которые
всегда относились к своей земле по-хозяйски. Дух рода живет в нем, и это осознание
"корней" делает фигуру Хорова весомее окружающих его мутантов-цаповцев,
духовное убожество которых не могут компенсировать ни должностное положение, ни
деньги. Суетные клерки, функции "чарующего ничто", они вызывают ироничное
отношение и героя, и автора, наделившего многих соответствующими фамилиями (Щелкун,
Мельтешилов, Переметов, Поклепов, Душегубов, Мухоблудов, Езель). Но сила их в
корпоративной солидарности, а корпорация в своей одномерности не приемлет возвышающуюся
над собой индивидуальность.
В книге показана борьба двух группировок за продвижение
своего человека в Кремль. Первая - это газовая мафия. Вторая - Ассоциация сотрудников
госбезопасности, которая приводит своего претендента в Кремль, перехватывая инициативу
у газовиков. Притязания последних определять все и вся в государстве и мире символизирует
и название газового концерна Атум - в египетской мифологии один из древнейших
богов, главный демиург в гелиопольской космогонии, возглавлявший великую девятку
богов (Великую Эннеаду). Атум - первозданный творец, создавший мир из первичного
хаоса. Очевидно, смысловое значение имеет и симметрия слов, составляющих главную
оппозицию романа Хоров - Ворох. Фамилия Хоровы могла произойти 1) от имени животного:
хорь -естественный для наших мест обитатель земли, сосредоточенно-активное существо,
азартный и ловкий охотник - хищник, или 2) от слова "хор" как многоголосия,
созвучия, соборного единства. И то и другое значение отвечает существу главного
героя Александра Хорова. Ворох же есть полная противоположность хоров-у: нечто
неорганичное, бесформенно-пассивное (перекати-поле), влекомое (направляемое) чем-то
сторонним (ветром), случайное; бессвязное и нестройное, случайное скопление, разнородное.
Ворох - в основе другой знаковой фамилии в романе - фамилии руководителя концерна
Ворохова. Его власть в концерне - это "диктатура посредственности" (Александр
Водолагин в своей публицистике использовал это понятие ранее для определения сути
богоборческой охлократии), результатом которой становится трансмутация - изменение
сознания служащих концерна в духе "корпоративной этики".
Между прочим,
роман дает хорошую пищу для размышлений о новомодном увлечении идеей корпоративизма,
о его уродливых проявлениях (или все-таки типичных для явления как такового?)
Автор описывает самоощущение человека в суперсовременной компании, считающейся
чуть ли не образцовой по организации труда, бизнеса и управления. "Еще месяц
и у вас пропадет желание покидать рабочее место, дышать воздухом, общаться. Вы
и не представляете себе, какие превращения здесь происходят. Мало того, что появляются
симптомы сердечной недостаточности, попутно намечаются сдвиги в психике. Понаблюдайте
за коллегами: ведь они уже не совсем люди…", - говорит один из затравленных
корпопрацией персонаж. Ворох - это и есть совокупность обитателей газового концерна,
цаповцев (цап - центральный аппарат и вместе с тем "козел", "взяточник").
Их отношения - клубок интриг, столкновение амбиций и своеволий, жалких потуг вскарабкаться
хоть сколько-нибудь повыше в служебной иерархии. В глубине души никто из обитателей
"Башни" (основного здания концерна) не озабочен "общим делом",
но старательно имитирует "корпоративный патриотизм". Противоположностью
неподлинному и космополитическому корпоративизму газовиков оказывается просвещенный
корпоративизм сотрудников госбезопасности, единство сплоченной когорты настоящих
патриотов, реальных носителей национальной идеи, готовых к волевому единодействию,
основу и суть которого составляет забота о судьбе Отечества. Можно предположить,
что в этом нашли отражение размышления автора о ведущей роли военизированной информационной
элиты в строительстве будущей России.
Впрочем, интрига романа осложняется
наличием в произведении "мистического плана" и непосредственным пересечением
его с планом событийным. Так Ворохов - глава газового концерна, "карлик с
комплексом величия", возомнивший себя воплощением самого Атума - мечтает
возглавить мировое правительство, распространив могущественное влияние своей газовой
империи на весь мир (поистине, культ первотворца Атума сливается с культом бога
солнца Ра!) Строгая, почти военная, иерархия в концерне, ритуалы "инициации"
в сочетании с требованием фактического отречения личности от себя в пользу корпорации,
монастырская дисциплина, несметные богатства в руках немногих "избранных"
и, наконец, тайная доктрина мирового господства, - все это роднит газовиков со
средневековым военно-религиозным орденом. Может быть это и есть "новое рыцарство"
- потомки тайной коллегии тамплиеров, занимавшейся алхимией, уцелевшей от погромов
начала 14 века и до сих пор оказывающей влияние на ход мировой истории? Не стали
ли штаб-квартира концерна цитаделью для новых тамплиеров, а глава газовиков Ворохов
их командором? Случайно ли сходство логотипа концерна с одним из древних символов
алхимии? Уж не зашифрованные ли это директивы рыцарей-алхимиков своим преемникам?
Не стал ли для вороховцев проект "Голубой поток" тем, что так давно
и безуспешно искали их исторические прототипы - "золотом тамплиеров"
("голубым золотом")?!
Думающий и по-настоящему образованный читатель,
полагаю, поймет, что увлечение автора "тамплиеризмом" - не дань моде,
а способ художественной манифестации важных историософских идей. Ведь, как деревья
корнями в почве, так и люди своими мыслями и действиями укоренены в неком архетипе
- гумусе человеческого духа, складывавшемся тысячелетиями из миллионов единичных
душевно-духовных актов… Профанное сознание не видит и не чувствует этот внутренний
первоосновной слой реальности. Глубинный ток жизни остается для него сокрытым
и потаенным. И лишь "посвященные" - "жрецы" традиции - усматривают
во внешних событиях, кажущихся единственной и последней реальностью, преходящее
воплощение вневременного бытия, знаки, через которые просвечивает потаенный смысл.
Может быть, и нам пора научиться распознавать в них вневременное содержание, а
потому в событиях настоящего яснее видеть свое историческое будущее?
Автор
давно и глубоко исследует проблему иррационального в историческом процессе, улавливает
эти связи, выявляет архетипичное, предлагает соответствующее прочтение политики.
Кажущаяся иному мистической связь между событиями и людьми прошлого и настоящего
для Александра Водолагина - обнаружения неких вневременных инвариантов социальности
в особом образе, современные транскрипции давно минувших событий, идей, людей
и сцен, их "вечное возвращение". Этот "мистический план" неизменно
присутствует в его прозе. Роман "Ворох" - не исключение.
Сергей Данилов
кандидат философских наук