главная публикации рецензии эссе проза фото почта
ВОДОЛАГИН АЛЕКСАНДР ВАЛЕРЬЕВИЧ (р. 12.11 1955) - специалист в области социальной философии и истории философии; д-р филос. наук, профессор. Окончил филос. ф-т МГУ (1978) и аспирантуру того же ф-та (1982). Работал на кафедре философии естественных ф-в МГУ (до 1986) и в Литературном институте Союза писателей СССР, на кафедре философии Моск. ВПШ и Российского социально-политического института (1986-91), Российской академии управления, с 1994 г. - Российской академии государственной службы при Президенте РФ (1992 - 2008). Зав. каф. Философии РГСУ (2005 - 2008), Зав. каф. Философии МГЮА (2009 - 2010), Проректор института бизнеса и права (2010 - 2015). Канд. дисс. - "Философское содержание художественного произведения" (1983), докт. дисс. - "Онтология политической воли" (1992). В. разработал концепцию воли как онтологической структуры человеческой жизни, внутренней формы жизненной практики, языкового полагания мира и мышления. Воля - действенное осуществление такой сущностной возможности бытия, как свобода. Присущий ей механизм самополагания-противополагания-синтеза противоположностей трансформируется в т.н. логику воли, или "диалектику". Последняя является не "методологией познания", а орудием самоутверждающейся "воли к мощи". По мнению В., воля к мощи., о которой писал Ф.Ницше, означает обращенность личности к еще нереализованному богатству бытийных возможностей. Было бы неверно видеть в ней выражение эгоизма "человеческого, слишком человеческого". Воля к мощи - это установка на максимальную, "сверхчеловеческую" самореализацию. Конкретное воление представляет собой проектирование будущего (самопроектирование) на основе схваченных в рефлексии бытийных возможностей самости. Проект, выводящий самость из ее наличного состояния и приоткрывающий ее предполагаемое будущее, всегда есть обнаружение воли к мощи. Это касается, в частности, и политических проектов, политики в целом как "искусства возможного". Политическую волю В. рассматривает как субъективно-идеальную форму организации общественного бытия, обеспечивающую интеграцию группы в борьбе за выживание и установление (или изменение) социального порядка. Функции политической воли сводятся к обслуживанию ее собственного онтологического базиса, защите жизненного мира народа и всего сущего в границах этого мира, к обеспечению безопасности сообщества в ее экономическом, экологическом, геополитическом и духовном измерениях. "Забота" как онтологическая сущность политической воли проявляется в выдвижении и идеологическом обосновании фундаментального проекта организации человеческого бытия. Отсутствие такого рода проекта, закрепленного в виде национально-государственной идеи, можно считать симптомом незрелости политической воли, которая компенсируется разнузданным произволом правящего слоя или лица. В своих работах В. осуществляет анализ волюнтаризма и интеллектуализма как двух конкурирующих традиций западного социального мышления. На основе этого анализа разработана модель волюнтаристского политического действия (произвола). Предложена схема осмысления политической истории России. Соч.: Онтология политической воли. Тверь, 1992; Четвертая печать. Эскизы к феноменологии русского духа (в соавт. с А.И. Болдыревым и А.В. Ивановым). Тверь, 1993; Метафизическая ось евразийства (в соавт. с С.И. Даниловым). Тверь, 1994; К вопросу о философском содержании художественного произведения. // Вестник Моск. Университета. Сер. 7. Философия. 1982, № 3; Проблема философского содержания литературно-художественного произведения. // Философские науки. 1982, № 6; Идеологический смысл учения М. Хайдеггера об искусстве ( в соавт. с З.Н. Зайцевой) // Вестник Моск. Университета. Сер. 7. Философия. 1986, № 6; Мировая история в интерпретации М.Хайдеггера. // Философские науки, 1989, № 9; Политическая социология А. А. Богданова. // Социологические исследования. 1990, № 6; Структура политического действия. // Материалы международной конф. М.7 1989; Структура волюнтаристского политического действия. // Социальная теория и современность. Вып. 7. М., 1992; Экзистенциально-онтологический анализ политики. // Социальная теория и современность. Вып. 9. М., 1993; Феномен массовой власти. // Социальная теория и современность. Вып. 10. М., 1993; "Последняя воля" Фридриха Ницше. // Ф. Ницше. Воля к власти. М., 1993; Социальная онтология в пространстве гуманитарных дисциплин. // Социальная теория и современность. Вып. 17. М., 1995; Диктатура посредственности. // Предисловие к книге В. В. Аксючица "Идеократия в России". М., 1995; Онтологическая интерпретация феномена воли. //Философия А. Шопенгауэра. М., 1995; Метафизика воли и теория естественного права. // Трансцендентальная философия Ф. Шеллинга. М., 1996; Метафизическое сомнение как акт воли. // Философия Р. Декарта. М., 1997; Универсальная онтология Г.В. Лейбница в истории западной метафизики. // Метафизика Г.В. Лейбница: современные интерпретации. М., 1998; Газпром и современная экополитика. М.: ИРЦ Газпром, 1999. (в соавт. с В.Н. Лопатиным, Р.С. Пермяковым, А.Д. Урсулом и др.); Философские аспекты программных работ К.Э. Циолковского. // ХIII Межд. Симпозиум по истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ РАН, 2000; Волюнтаристическая космология К.Э. Циолковского под эзотерическим углом зрения. // Космос в фокусе политики, экономики, культуры. М.: Издательский центр "Экспринт", 2002; Психопатология всемирной истории. // Космос и мировая история. Материалы межд. конф., посвященной 105-летию со дня рожд. А.Л. Чижевского. М.: Гелиос, 2002; Нужна ли России "национальная идея?" // Национальные интересы. 2003, №1; Политическая коррупция как угроза государственной безопасности России. // Румянцевские чтения. Модернизация России: торгово-экономический, правовой и социальный контекст. М.: Издательство РГТЭУ, 2003; Разум и безумие в мировой истории. - Национальные интересы. 2003, №3; Концепция устойчивого развития как экополитическая утопия ХХ века. // Васильевские чтения. Национальные традиции в торговле, экономике, политике и культуре. М.: Издательство РГТЭУ, 2003; Патология власти. // Национальные интересы. 2004, №5; Методологическое своеобразие социально-гуманитарных наук. // Философия и психология творчества. Тверь, 2005; Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Дедовск, 2004; "Культ личности" И.В.Сталина как инструмент политики большого стиля. // Национальные интересы. 2005, №3; Карл Ясперс как психопатолог и философ. // Развитие личности. 2005, № 4; Философия и психопатология: творчество К.Ясперса. - Вопросы философии. 2006, № 4; Философия воли. М.: "ДЕРЖАВА-XXI", 2005; Философия и психопатология: научное наследие К. Ясперса. М.; Издательство РГСУ, 2006 (в соавт.); Любовь и смерть в понимании В. В. Розанова. - Вопросы философии. 2006, № 10.; Социальная философия К. Ясперса и современность.// Философия и общество. 2006. №1. 0,5 п.л.; Возвращение к брошенному наследию: В.В. Розанов в истории русской философии и литературы.// Вопросы философии. 2006. №10. 0,1 п.л.; Социальные изменения в России: модернизация или «дорога в никуда»?// Социальная политика и социология.2006. №2. 1 п.л.; Философия и психопатология – творчество К. Ясперса.// Вопросы философии, 2006, № 4. 0,5 п.л.; Проблема сохранения национальной идентичности в условиях современности.// Национальные интересы. 2007. №1. 0,4 п.л.; Генезис и своеобразие русской философии. // Национальные интересы, 2007, № 3. 0,05 п.л.; Философия и психопаталогия: научное наследие Карла Ясперса. Национальные интересы, 2007, № 4. 0,05 п.л. (В соавт. со Свиридовым А.П. и Бариновым Л.А.) ; Феномен революционного психоза. // Литературная Россия, 2007, № 10. 0,1 п.л.; Феномен революционного психоза.// Национальные интересы, 2007, №2. 0,1 п.л.; Дорога в никуда// Литературная Россия, 2007, № 16. 0,4 п.л.; Проблемы социальной философии в творчестве В.В. Розанова.// Ученые записки РГСУ, 2007, № 1. 0,4 п.л.; Россия в паутине глобализации.// Ученые записки РГСУ. 2007, № 2. 1 п.л.; Генезис и своеобразие русской философии.// Ученые записки РГСУ. 2007, № 2. 0,5 п.л.; Хитрость неразумия (А.Л. Чижевский о психических эпидемиях в истории человечества).// Литературная Россия. 2007, №28. 0,2 п.л.; Философские проблемы глубинной психологии К.Г. Юнга.// Культура и время. 2007, №2. 0,4 п.л.; Наследие А.Л. Чижевского и современная научная картина мира. // Национальные интересы.2007, №4. 0, 1 п.л.; Переоткрытие времени. // Ученые записки РГСУ. 2007, № 4. 0,2 п.л.; Социальная философия и социология: область взаимодействия. // Социальная политика и социология. 2007, № 4. 0,4 п .л.; Феномен «внутрисемейной религиозности» в истолковании В.В .Розанова.// Философия и общество. 2007, № 3. 0,4 п.л.; Философия и наука в РГСУ. // VI Годичные чтения Гуманитарного факультета РГСУ. М.: Издательство РГСУ, 2007. 0,2 п.л.; Оккупация психики и комплексная одержимость личности. // Развитие личности. 2007, № 3. 0,5 п.л.; Psychopathologie und Metaphysik des Willens. // Karl Jaspers – Philosophie und Psychopathologie. Universitatsverlag Winter, Heidelberg, 2008, 147 – 159. ; Книга М. Хайдеггера «Бытие и время»: новые интерпретации. // Национальные интересы. 2008, № 1. 0,4 п.л.; Психопатология и метафизика воли // Вопросы философии, 2008, № 5.  0,5 п.л.;Философия революционного террора (к 200-летию публикации гегелевской «Феноменологии духа») // Национальные интересы, 2008, № 2.  0,5 п.л.; «Феноменология духа» Г.В.Ф.Гегеля и проблемы современной философии // Национальные интересы, 2008, № 2.  0,5 п.л.; Книга М. Хайдеггера «Бытие и время» (1927): современные интерпретации (к 80-летию публикации). // Ученые записки РГСУ. 2008, № 1.  0,4 п.л.; «Восток в России»: идея восстановления всемирного родства в русской религиозной философии. – В кн.: Живая этика и наука. Материалы международной научно-общественной конференции. М., 2008 С. 488-499.  0,5 п.л.; Методологическое своеобразие социально-гуманитарных наук (1, 5 п.л.). – В кн.: Методология социально-гуманитарного исследования. Под общ. ред. проф. Водолагина А.В. М., 2008.  12, 25 п.л.; «Восток в России». // Национальные интересы, 2008, № 4 .0,5 п.л.; Ценностное сознание и философия безопасности. // Национальные интересы, 2009, №2. 0,4 п.л.; Любовь и смерть в понимании Розанова. – В кн.: Наследие В.В. Розанова и современность. М., 2009. 0,4 п.л.; Гражданское общество и правовое государство: модели и реальность. // Национальные интересы, 2009, № 3. 0,2 п.л.; «Душа Запада»: основные прозрения.// Философия и культура, 2009, № 3. 2,5 п.л.; «Душа Запада»: основные прозрения.// Инициативы – ХХI век. 2009, № 1. 2 п.л.; Десакрализация власти. // Национальные интересы, 2009, № 3. 0,1 п.л.; О методологии исследования духовной жизни общества. // Духовная жизнь современного российского общества: проблемы и перспективы. М., 2009. 0,3 п.л.; Политический произвол и право.// Межд. Конф. Кутафинские чтения. М., 2009.0,3 п.л.; Философия беспощадного отрицания.// Развитие личности, 2009, № 2. 0,5 п.л.; Тусклый свет экзистенции.// Развитие личности, 2009, № 5 . 0,4 п.л.; Десакрализация власти.// Государство и право, 2009, № 11. 0,1 п.л.; Тусклый свет экзистенции. Dasein-анализ в работах Г. Гегеля и М. Хайдеггера. // Вопросы философии, 2010, № 4. 0,4 п.л.; Солнцепоклонник. // Культура и время, 2007, № 1. 0,4 п.л.; Экзистенциально-онтологическая схема истолкования психических расстройств. // Развитие личности, 2008, №2. 0,4 п.л.; Неизбежная реальность власти. Обзор материалов круглого стола «Власть в современном обществе». //Lex Russica, 2010, №4. 1 п.л.; «Третий Рим» против Третьего рейха. // Национальные интересы, 2010, №4-5. 0,1 п.л. Центральная фигура в истории русского самосознания // Наш современник, 2011, № 10, 0,5 п.л.; Феноменология русского духа // Наш современник, 2012, № 4, 1 п.л.; Мистерия священной войны // Наш современник, 2012, № 9, 1 п.л.; Битва за Сталинград в войне мировоззрений // Наш современник, 2013, № 1, 1 п.л.; Волюнтаристическая теория права // Бизнес и право в современной России. Вып.1, 2012, 1,5 п.л.; Философские основания классической психологии и поиски новой парадигмы психе // Бизнес и право в современной России. Вып.1, 2012, 1 п.л.; Метафизика воли. М.; СПб.: «Нестор-история», 2012, 18 п.л.; Собирание духа. Пути и беспутство русской мысли. Саарбрюкен, 2013, 7 п.л; Волюнтативная теория психики // Вопросы философии, 2014, №1. 0,5 п.л.


Водолагин А. В. Метафизика воли. М., СПб.: Нестор-история, 2012. — 288 с.

В монографии исследуется эзотерический подтекст истории западной философии с ее непреодолимой тягой к постижению ирреальной, оборотной стороны действительности, проступающей в мифах - коллективных сновидениях человечества. Показана укорененность этой философии в древней магии воли, зависимость мыслителей Запада от демонов "коллективного бессознательного" - Эроса, Аполлона и Диониса. Приоткрывая тайну демонического характера западного духа с присущим ему патологическим интересом к "стране мертвых", автор усматривает первопричину катастрофического хода мировой истории в одержимости ее суперсубъекта - Запада - "волей к ничто", в насильственном навязывании пагубного вектора развития иным, "неволюнтаристическим" цивилизациям и культурам. Историко-философские наброски и импровизации автора конкретизируют исходную интуицию воли как осевой структуры человеческой психики, искажения которой неизбежно ведут ко всякого рода социальным аномалиям и нарушениям, к трагическим срывам и надломам в судьбах исторических личностей и народов.



Hosted by uCoz