|
|
|
ИМЯ
ИМ - ЛЕГИОН
(о книге Александра Водолагина "ВОРОХ, или ИГРАЮЩИЙ С
ОГНЕМ". М., 2004)
На книжных развалах появилась книга, у которой есть
все, чтобы стать бестселлером. Глазами главного героя мы следим за важнейшими
событиями политической истории последних десятилетий - смена идеологий, смена
вождей, жизнь интеллектуальной элиты - три поколения одной семьи вращаются в кулуарах
властных структур. Номенклатурный эшелон России: взгляд изнутри. Роман может
быть отнесен к авантюрному жанру, который интригует профана и вместе с тем затягивает
его в область непривычных, эзотерических знаний. В нем есть и черты политического
детектива о закулисных действиях органов государственной безопасности в стране
и за рубежом, и образчики экзистенциальной прозы с элементами микропсихоанализа.
Текст завораживает читателя фантастической фабулой второй части, представляя еще
одну историософскую версию того, что происходит в сегодняшней России. Обращение
к событиям недавней истории (1991-2001 гг.) и ее неожиданное прочтение в рамках
мистической антиутопии, делает книгу своеобразным "откровением" для
современников. Внимание читателя приковано к действию на протяжении всего
романа. Напряжение повествования не ослабевает, но нарастает. Его отправной точкой
служат первые послевоенные годы. Послевоенный Сталинград - та историческая реальность,
на фоне которой разворачивается повествование первой части. Перед нами, кажется,
классический семейный роман, в котором присутствует все - любовь, страсть, ненависть,
встречи и разлуки. Город героической судьбы, из военных руин которого вышло много
талантливых людей - поэтов, языковедов, инженеров, политиков. Помню, эту атмосферу
обрисовал мне однажды известный поэт, выросший в Сталинграде. Он в частной беседе
рассказывал о городе его юности с нескрываемой любовью, говорил о той возвышенной
атмосфере, которая царила в нем после войны, пробуждая в людях все лучшее, способствуя
раскрытию дарований, будто недавним героическим прошлым была задета какая-то одна
струна, отозвавшаяся в судьбах многих разъехавшихся по стране сталинградцев.
Верующий человек поймет и увидит в "Ворохе" больше, чем атеист, но задуматься
над происходящими сегодня в России событиями роман заставит многих. Фактическая
основа романа документальна; факты, что называется, переданы по наследству: дед
- отец - сын. И эта фактография романа уникальна, хотя она и осложнена мистическим
пониманием истории. Кто-то из писателей недавно удивлялся странности, почему известные
литераторы - борцы за либеральные идеи, бросающие нашему народу разного рода упреки,
навязывающие ему ценности и нормы "свободного" общества, не покаялись
для начала за грехи своих родителей, кровожадных творцов революции?! Что за тяга
к новым революциям и переворотам у тех, чьи деды выковывали богопротивную власть,
навязав народу религию смерти? Мотивы числовой мистики в толковании отдельных
событий мировой истории придают "семейному" роману мифологическое звучание.
Второй план, присутствующий в романе, - экзистенциальный. Он формируется феноменологически
- через описание глубин бытия, в которое погружается маленький Санька, подвергающий
анализу в себе и вокруг себя - все. На каком-то этапе искусство проникновения
в субстанциональную основу жизни - вселенскую память - раскрывает юному герою
его учитель Чадов: "Человек - это, прежде всего, память…" В школе на
Ленинском проспекте основа мистического мировосприятия получает подкрепление:
мы видим юного Хорова, зачитывающегося Платоном и Владимиром Соловьевым, штудирующего
Анри Бергсона, постигающего жизнь с помощью психоанализа. Во второй части
романа экзистенциально-психологический план сменяется авантюрным, политико-футурологическим,
наступает время действий "солнцепоклонника" Александра Хорова, его хождений
в царство Тьмы, в страну мертвых. Массовые расстрелы на улицах Москвы в октябре
1993 г. до крайности обостряют апокалиптическое умонастроение главного героя.
Внезапно осознав оккультный смысл кровавых жертвоприношений, совершаемых в России
ельцинистами, он возвращается на путь эзотерического поиска собственной идентичности,
который переживается им как непрерывное приключение. В канун президентских
выборов 2000 г. Хоров оказывается сотрудником закрытого аналитического центра
крупнейшего нефтегазового концерна, которому отведена ведущая роль в подборе кандидатуры
на пост президента страны. За мутновато-голубыми, стеклянными панелями офисной
Башни компании вынашиваются планы захвата Кремля главой российской "газовой
мафии", уже заручившейся поддержкой вице-президента США, призванного в том
же 2000-ом году открыть новую эпоху мировой истории - "эру Гора". Герой
романа, "вброшенный" в концерн некоей Ассоциацией бывших сотрудников
разрушенного Ельциным КГБ, вносит дезорганизацию в работу штаба "алхимиков
революции" и косвенно способствует приходу к власти ставленника Ассоциации.
События второй части романа разворачиваются в "герметическом пространстве"
центрального офиса концерна, возведенного на месте старинного загородного кладбища
Подмосковья и таким образом связанного с "нижним" миром мертвых. Удушливая
атмосфера, царящая в Башне-колбе, где работают цаповцы (цап - центральный аппарат
и одновременно, в народной этимологии, - "взяточник"), заставляет вспомнить
о клетухах Достоевского, о комнатках-гробах, "теснящих душу и ум". Стекло-металлические
конструкции и лабиринты концерна образуют всю сюрреалистическую архитектонику
второй части романа, задают тон и формируют образ алхимической лаборатории, где
по роду своей профессиональной деятельности (и по влечению души) сотрудники концерна
"химичат" с политтехнологиями, продвигая своих людей в ключевые властные
структуры страны, на политический Олимп. От того, кто станет в 2000-ом году хозяином
Кремля, зависит судьба отрасли, сросшейся с глобальной сетью ТНК. Поэтому ставки
в "игре с огнем", которую ведет в России газовая мафия очень высоки.
Условием работы в ее "мозговом центре" становится трансмутация - "изменение
сознания в духе корпоративной этики". Газовый концерн - "заколдованное
место", где творит свое "Великое дело" один из княжичей мира сего,
член Тайной коллегии "красных тамплиеров", миллиардер Ворохов (судя
по прозвищу, Ворох - антипод главного персонажа - Хорова, возводящего свою родословную
к потомкам легендарного князя-солнцепоклонника Хорива). Суть дела не только в
том, что здесь из человека вынимают душу, превращая его в социоробота. Объектом
посягательства современных "алхимиков" становится собственно душа Земли
как некая психоматериальная субстанция. Рассуждая о жизнеобеспечении планеты,
они в действительности сеют смерть. Социально-психологические подробности
и фактология внутренней жизни правящего слоя "газовой империи", представленные
в романе, дают повод для исторических ассоциаций и раздумий о шокирующем нас будущем.
Перед нами - еще несколько страниц "печальной летописи о русском лихолетье".
Гоголевские "мертвые души" и "бесы" Достоевского, имя им -легион,
теперь уже в новых обличьях "реформаторов", терзают Россию.
Татьяна
Исаченко кандидат филологических наук
|