главная публикации рецензии эссе проза фото почта

 
 
ИМЯ ИМ - ЛЕГИОН
(о книге Александра Водолагина "Ворох, или играющий с огнем". М., 2004),
Исаченко Татьяна Александровна доктор филологических наук
   
     
ПОЛИТИКА КАК ИГРА С ОГНЕМ
(рецензия на роман Александра Водолагина "Ворох, или играющий с огнем"),
Данилов Сергей Иванович кандидат философских наук
   
     
ПРОРЫВ К ПОДЛИННОЙ ФИЛОСОФИИ
Солнцев Николай Васильевич доктор философских наук, профессор
   
     
ТИТАНИЧЕСКИЕ УСИЛИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Магомет Сергей Анатольевич Член Союза писателей России 
   
     
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОПАТОЛОГИИ И ПСИХОАНАЛИЗА
(труды 4-го Российско-Германского симпозиума на немецком языке)
   
     
БЕЗУМИЕ ОТВАГИ И СТРЕМЛЕНИЙ
(рецензия на книгу "Философия воли"),
Гуревич Павел Семенович доктор философских наук, профессор
   
 

ИМЯ ИМ - ЛЕГИОН
(о книге Александра Водолагина "ВОРОХ, или ИГРАЮЩИЙ С ОГНЕМ". М., 2004)

На книжных развалах появилась книга, у которой есть все, чтобы стать бестселлером. Глазами главного героя мы следим за важнейшими событиями политической истории последних десятилетий - смена идеологий, смена вождей, жизнь интеллектуальной элиты - три поколения одной семьи вращаются в кулуарах властных структур. Номенклатурный эшелон России: взгляд изнутри.
Роман может быть отнесен к авантюрному жанру, который интригует профана и вместе с тем затягивает его в область непривычных, эзотерических знаний. В нем есть и черты политического детектива о закулисных действиях органов государственной безопасности в стране и за рубежом, и образчики экзистенциальной прозы с элементами микропсихоанализа. Текст завораживает читателя фантастической фабулой второй части, представляя еще одну историософскую версию того, что происходит в сегодняшней России. Обращение к событиям недавней истории (1991-2001 гг.) и ее неожиданное прочтение в рамках мистической антиутопии, делает книгу своеобразным "откровением" для современников.
Внимание читателя приковано к действию на протяжении всего романа. Напряжение повествования не ослабевает, но нарастает. Его отправной точкой служат первые послевоенные годы. Послевоенный Сталинград - та историческая реальность, на фоне которой разворачивается повествование первой части. Перед нами, кажется, классический семейный роман, в котором присутствует все - любовь, страсть, ненависть, встречи и разлуки. Город героической судьбы, из военных руин которого вышло много талантливых людей - поэтов, языковедов, инженеров, политиков. Помню, эту атмосферу обрисовал мне однажды известный поэт, выросший в Сталинграде. Он в частной беседе рассказывал о городе его юности с нескрываемой любовью, говорил о той возвышенной атмосфере, которая царила в нем после войны, пробуждая в людях все лучшее, способствуя раскрытию дарований, будто недавним героическим прошлым была задета какая-то одна струна, отозвавшаяся в судьбах многих разъехавшихся по стране сталинградцев.
Верующий человек поймет и увидит в "Ворохе" больше, чем атеист, но задуматься над происходящими сегодня в России событиями роман заставит многих. Фактическая основа романа документальна; факты, что называется, переданы по наследству: дед - отец - сын. И эта фактография романа уникальна, хотя она и осложнена мистическим пониманием истории. Кто-то из писателей недавно удивлялся странности, почему известные литераторы - борцы за либеральные идеи, бросающие нашему народу разного рода упреки, навязывающие ему ценности и нормы "свободного" общества, не покаялись для начала за грехи своих родителей, кровожадных творцов революции?! Что за тяга к новым революциям и переворотам у тех, чьи деды выковывали богопротивную власть, навязав народу религию смерти?
Мотивы числовой мистики в толковании отдельных событий мировой истории придают "семейному" роману мифологическое звучание. Второй план, присутствующий в романе, - экзистенциальный. Он формируется феноменологически - через описание глубин бытия, в которое погружается маленький Санька, подвергающий анализу в себе и вокруг себя - все. На каком-то этапе искусство проникновения в субстанциональную основу жизни - вселенскую память - раскрывает юному герою его учитель Чадов: "Человек - это, прежде всего, память…" В школе на Ленинском проспекте основа мистического мировосприятия получает подкрепление: мы видим юного Хорова, зачитывающегося Платоном и Владимиром Соловьевым, штудирующего Анри Бергсона, постигающего жизнь с помощью психоанализа.
Во второй части романа экзистенциально-психологический план сменяется авантюрным, политико-футурологическим, наступает время действий "солнцепоклонника" Александра Хорова, его хождений в царство Тьмы, в страну мертвых. Массовые расстрелы на улицах Москвы в октябре 1993 г. до крайности обостряют апокалиптическое умонастроение главного героя. Внезапно осознав оккультный смысл кровавых жертвоприношений, совершаемых в России ельцинистами, он возвращается на путь эзотерического поиска собственной идентичности, который переживается им как непрерывное приключение.
В канун президентских выборов 2000 г. Хоров оказывается сотрудником закрытого аналитического центра крупнейшего нефтегазового концерна, которому отведена ведущая роль в подборе кандидатуры на пост президента страны. За мутновато-голубыми, стеклянными панелями офисной Башни компании вынашиваются планы захвата Кремля главой российской "газовой мафии", уже заручившейся поддержкой вице-президента США, призванного в том же 2000-ом году открыть новую эпоху мировой истории - "эру Гора". Герой романа, "вброшенный" в концерн некоей Ассоциацией бывших сотрудников разрушенного Ельциным КГБ, вносит дезорганизацию в работу штаба "алхимиков революции" и косвенно способствует приходу к власти ставленника Ассоциации. События второй части романа разворачиваются в "герметическом пространстве" центрального офиса концерна, возведенного на месте старинного загородного кладбища Подмосковья и таким образом связанного с "нижним" миром мертвых. Удушливая атмосфера, царящая в Башне-колбе, где работают цаповцы (цап - центральный аппарат и одновременно, в народной этимологии, - "взяточник"), заставляет вспомнить о клетухах Достоевского, о комнатках-гробах, "теснящих душу и ум". Стекло-металлические конструкции и лабиринты концерна образуют всю сюрреалистическую архитектонику второй части романа, задают тон и формируют образ алхимической лаборатории, где по роду своей профессиональной деятельности (и по влечению души) сотрудники концерна "химичат" с политтехнологиями, продвигая своих людей в ключевые властные структуры страны, на политический Олимп. От того, кто станет в 2000-ом году хозяином Кремля, зависит судьба отрасли, сросшейся с глобальной сетью ТНК. Поэтому ставки в "игре с огнем", которую ведет в России газовая мафия очень высоки. Условием работы в ее "мозговом центре" становится трансмутация - "изменение сознания в духе корпоративной этики". Газовый концерн - "заколдованное место", где творит свое "Великое дело" один из княжичей мира сего, член Тайной коллегии "красных тамплиеров", миллиардер Ворохов (судя по прозвищу, Ворох - антипод главного персонажа - Хорова, возводящего свою родословную к потомкам легендарного князя-солнцепоклонника Хорива). Суть дела не только в том, что здесь из человека вынимают душу, превращая его в социоробота. Объектом посягательства современных "алхимиков" становится собственно душа Земли как некая психоматериальная субстанция. Рассуждая о жизнеобеспечении планеты, они в действительности сеют смерть.
Социально-психологические подробности и фактология внутренней жизни правящего слоя "газовой империи", представленные в романе, дают повод для исторических ассоциаций и раздумий о шокирующем нас будущем. Перед нами - еще несколько страниц "печальной летописи о русском лихолетье". Гоголевские "мертвые души" и "бесы" Достоевского, имя им -легион, теперь уже в новых обличьях "реформаторов", терзают Россию.

Татьяна Исаченко
кандидат филологических наук

 
Hosted by uCoz