|
|
|
ПОЛИТИКА
КАК "ИГРА С ОГНЕМ"
(рецензия на роман Александра Водолагина "Ворох, или играющий с огнем")
Аристотель называл человека политическим животным. А он, как известно,
смотрел в корень… Не потому ли мы так интересуемся политикой, так чувствительны
ко всему, что происходит в ней, что принадлежит она к самой основе нашего
бытия? Не потому ли так стремимся разобраться в ней, понять смысл происходящих
событий? Вместе с тем, наше политическое сознание страдает зачастую некоторой
узостью и наивной верой в то, что все происходящее можно понять и объяснить,
разложив по "полочкам" причин и следствий. Мы верим в логику
политических событий: то, что происходит воспринимается нами как воплощение "замысла" политика, "программы" партии,
той или иной политической "идеи". Эта вера сродни взглядам
Ньютона на "исчисляемость" мироустройства, возможность, опираясь
на законы механики, все предвидеть и рассчитать, его наивной вере в достижение
абсолютной истины как исчерпывающего знания мироустройства. Но жизнь
зачастую отвергает и опрокидывает наши объяснения, доктрины, концепции…В
этой связи необыкновенно интересным представляется интеллектуальный роман
Александра Водолагина "Ворох, или играющий с огнем".
Педантичный читатель наверняка будет искать в произведении фактографическое
сходство с реальными событиями и персонажами. Здесь-то и возникает философский
вопрос о том, что есть "реальное историческое событие", его подлинные
причины и мотивы. Написанный в жанре мистического реализма, роман открывает
читателю "закулисье" отечественной государственности советских, перестроечных
и постперестроечных времен, "механизмы" принятия политических решений.
Многое из описанного в романе - персонажи, диалоги, зарисовки, детали - видимо,
почерпнуто из личных наблюдений автора за поведением "политической элиты" страны,
и потому относиться к произведению можно как к документу времени - свидетельству
о нем человека, наблюдающего политический процесс "изнутри" и сохраняющего
при этом критический взгляд исследователя.
Главный герой романа Александр Хоров - человек с "корнями", за ним
- история рода, восходящая к хоперскому казачеству, жизнь предков, которые
всегда относились к своей земле по-хозяйски. Дух рода живет в нем, и это осознание "корней" делает
фигуру Хорова весомее окружающих его мутантов-цаповцев, духовное убожество
которых не могут компенсировать ни должностное положение, ни деньги. Суетные
клерки, функции "чарующего ничто", они вызывают ироничное отношение
и героя, и автора, наделившего многих соответствующими фамилиями (Щелкун, Мельтешилов,
Переметов, Поклепов, Душегубов, Мухоблудов, Езель). Но сила их в корпоративной
солидарности, а корпорация в своей одномерности не приемлет возвышающуюся над
собой индивидуальность.
В книге показана борьба двух группировок за продвижение своего человека в Кремль.
Первая - это газовая мафия. Вторая - Ассоциация сотрудников госбезопасности,
которая приводит своего претендента в Кремль, перехватывая инициативу у газовиков.
Притязания последних определять все и вся в государстве и мире символизирует
и название газового концерна Атум - в египетской мифологии один из древнейших
богов, главный демиург в гелиопольской космогонии, возглавлявший великую девятку
богов (Великую Эннеаду). Атум - первозданный творец, создавший мир из первичного
хаоса. Очевидно, смысловое значение имеет и симметрия слов, составляющих главную
оппозицию романа Хоров - Ворох. Фамилия Хоровы могла произойти 1) от имени
животного: хорь -естественный для наших мест обитатель земли, сосредоточенно-активное
существо, азартный и ловкий охотник - хищник, или 2) от слова "хор" как
многоголосия, созвучия, соборного единства. И то и другое значение отвечает
существу главного героя Александра Хорова. Ворох же есть полная противоположность
хоров-у: нечто неорганичное, бесформенно-пассивное (перекати-поле), влекомое
(направляемое) чем-то сторонним (ветром), случайное; бессвязное и нестройное,
случайное скопление, разнородное. Ворох - в основе другой знаковой фамилии
в романе - фамилии руководителя концерна Ворохова. Его власть в концерне -
это "диктатура посредственности" (Александр Водолагин в своей публицистике
использовал это понятие ранее для определения сути богоборческой охлократии),
результатом которой становится трансмутация - изменение сознания служащих концерна
в духе "корпоративной этики".
Между прочим, роман дает хорошую пищу для размышлений о новомодном увлечении
идеей корпоративизма, о его уродливых проявлениях (или все-таки типичных для
явления как такового?) Автор описывает самоощущение человека в суперсовременной
компании, считающейся чуть ли не образцовой по организации труда, бизнеса и
управления. "Еще месяц и у вас пропадет желание покидать рабочее место,
дышать воздухом, общаться. Вы и не представляете себе, какие превращения здесь
происходят. Мало того, что появляются симптомы сердечной недостаточности, попутно
намечаются сдвиги в психике. Понаблюдайте за коллегами: ведь они уже не совсем
люди…", - говорит один из затравленных корпопрацией персонаж. Ворох -
это и есть совокупность обитателей газового концерна, цаповцев (цап - центральный
аппарат и вместе с тем "козел", "взяточник"). Их отношения
- клубок интриг, столкновение амбиций и своеволий, жалких потуг вскарабкаться
хоть сколько-нибудь повыше в служебной иерархии. В глубине души никто из обитателей "Башни" (основного
здания концерна) не озабочен "общим делом", но старательно имитирует "корпоративный
патриотизм". Противоположностью неподлинному и космополитическому корпоративизму
газовиков оказывается просвещенный корпоративизм сотрудников госбезопасности,
единство сплоченной когорты настоящих патриотов, реальных носителей национальной
идеи, готовых к волевому единодействию, основу и суть которого составляет забота
о судьбе Отечества. Можно предположить, что в этом нашли отражение размышления
автора о ведущей роли военизированной информационной элиты в строительстве
будущей России.
Впрочем, интрига романа осложняется наличием в произведении "мистического
плана" и непосредственным пересечением его с планом событийным. Так Ворохов
- глава газового концерна, "карлик с комплексом величия", возомнивший
себя воплощением самого Атума - мечтает возглавить мировое правительство, распространив
могущественное влияние своей газовой империи на весь мир (поистине, культ первотворца
Атума сливается с культом бога солнца Ра!) Строгая, почти военная, иерархия
в концерне, ритуалы "инициации" в сочетании с требованием фактического
отречения личности от себя в пользу корпорации, монастырская дисциплина, несметные
богатства в руках немногих "избранных" и, наконец, тайная доктрина
мирового господства, - все это роднит газовиков со средневековым военно-религиозным
орденом. Может быть это и есть "новое рыцарство" - потомки тайной
коллегии тамплиеров, занимавшейся алхимией, уцелевшей от погромов начала 14
века и до сих пор оказывающей влияние на ход мировой истории? Не стали ли штаб-квартира
концерна цитаделью для новых тамплиеров, а глава газовиков Ворохов их командором?
Случайно ли сходство логотипа концерна с одним из древних символов алхимии?
Уж не зашифрованные ли это директивы рыцарей-алхимиков своим преемникам? Не
стал ли для вороховцев проект "Голубой поток" тем, что так давно
и безуспешно искали их исторические прототипы - "золотом тамплиеров" ("голубым
золотом")?!
Думающий и по-настоящему образованный читатель, полагаю, поймет, что увлечение
автора "тамплиеризмом" - не дань моде, а способ художественной манифестации
важных историософских идей. Ведь, как деревья корнями в почве, так и люди своими
мыслями и действиями укоренены в неком архетипе - гумусе человеческого духа,
складывавшемся тысячелетиями из миллионов единичных душевно-духовных актов…
Профанное сознание не видит и не чувствует этот внутренний первоосновной слой
реальности. Глубинный ток жизни остается для него сокрытым и потаенным. И лишь "посвященные" - "жрецы" традиции
- усматривают во внешних событиях, кажущихся единственной и последней реальностью,
преходящее воплощение вневременного бытия, знаки, через которые просвечивает
потаенный смысл. Может быть, и нам пора научиться распознавать в них вневременное
содержание, а потому в событиях настоящего яснее видеть свое историческое будущее?
Автор давно и глубоко исследует проблему иррационального в историческом процессе,
улавливает эти связи, выявляет архетипичное, предлагает соответствующее прочтение
политики. Кажущаяся иному мистической связь между событиями и людьми прошлого
и настоящего для Александра Водолагина - обнаружения неких вневременных инвариантов
социальности в особом образе, современные транскрипции давно минувших событий,
идей, людей и сцен, их "вечное возвращение". Этот "мистический
план" неизменно присутствует в его прозе. Роман "Ворох" - не
исключение.
Сергей Данилов
кандидат философских наук
|